Большой Каспий и новая «Концепция внешней политики России»

02.04.2023

Большой Каспий и новая «Концепция внешней политики России»

Каспий это не только экология и коммуникация, это еще и геоэкономика и геополитика исторически содержащих примеров мирового сосуществования народов, государств, культур, религий… Случавшиеся здесь войны лишь подтверждали ценность мира. Поэтому здесь всегда возникали великие империи, которые после краткого времени войны, давали народам многие века мирного развития, до нового переформатирования геополитического пространства. Как показывает новейшая политическая история, США заинтересованы в нестабильности евразийского пространства, тогда как Россия стремится напротив установить спокойствие и стабильность. Россия ведет себя как ответственная страна, системно отстаивающая свои национальные интересы и культурно-исторические ценности.

Президент РФ В.В. Путин неоднократно характеризовал Россию как страну-цивилизацию» с тысячелетней историей и опытом строительства сильного государства. Прямым синонимом «страны-цивилизации» является понятие «империя». «Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира». [1]

В своем анализе геополитики Большого Каспия мы исходим из «Концепции внешней политики Российской Федерации» (2023 г.), где прямо определена позиция и роль России в современных международных отношениях: «Россия проводит самостоятельный и многовекторный внешнеполитический курс, продиктованный ее национальными интересами и осознанием особой ответственности за поддержание мира и безопасности на глобальном и региональном уровнях. Внешняя политика России носит миролюбивый, открытый, предсказуемый, последовательный, прагматичный характер, основанный на уважении общепризнанных принципов и норм международного права и стремлении к равноправному международному сотрудничеству в целях решения общих задач и продвижения общих интересов. Отношение России к другим государствам и межгосударственным объединениям определяется конструктивным, нейтральным или недружественным характером их политики в отношении Российской Федерации» (Концепция, п.1.6). [1] Россия позиционирует себя как страна традиционных ценностей. Радикальный либерализм в корне извратил классическое понимание свободы и гуманизма, доведя их до полного абсурда. Такой вид либерализма равнозначен тоталитаризму по степени своей агрессивности и непримиримости к инакомыслию.

В «Концепции внешней политики Российской Федерации» (2023 г.) Россия осмыслила себя как консервативную сверхдержаву, утверждая принцип многообразия внешнего мира. Согласно этой концепции, должно быть многообразие. Это и есть главный признак демократии (плюрализм), что указывает на характер ее политической культуры и делает ее привлекательной в глазах мировой общественности.

Россия прямо указывает на то, она борется за более справедливый мир; что якобы «коллективный Запад» злоупотребляет своим элитарным положением. «Злоупотребление отдельных государств своим доминирующим положением в некоторых сферах усиливает процессы фрагментации мировой экономики и неравенство в развитии государств… Повышается роль фактора силы в международных отношениях, в ряде стратегически важных регионов расширяется конфликтное пространство. Дестабилизирующие наращивание и модернизация наступательных военных потенциалов, разрушение системы договоров в сфере контроля над вооружениями подрывают стратегическую стабильность» (Концепция, п.2.10-11). [1] В противостоянии этим силам Россия и видит свое место в мировой политической истории. США и их сателлиты рассматривают усиление России в качестве одного из ведущих центров развития современного мира, как угрозу своей «коллективной» западной гегемонии.

В «Концепции» (п.5.4) говорится, что «Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания». Для успешного продвижения этой цели Москва намерена активно развивать ШОС в обеспечении коллективной безопасности в Евразии, работать над интеграционными проектами («Большое Евразийское партнерство»), объединяя «потенциалы всех государств, региональных организаций и объединений Евразии с опорой на ЕАЭС, ШОС и Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), сопряжение планов развития ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь» при сохранении возможности участия в этом партнерстве всех заинтересованных государств и многосторонних объединений Евразийского континента и, как следствие, формирование сети партнерских организаций в Евразии». [1] Большой Каспийский регион оказывается в эпицентре развития проекта МТК «Север-Юг». При этом в «Концепции» отводится особое место именно развитию новых перспективных логистических маршрутов, которые направлены на укрепление самодостаточности конкретно стран Евразийского пространства: «укрепление экономической и транспортной взаимосвязанности Евразии, в том числе посредством модернизации и увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, скорейшего запуска международного транспортного коридора «Север – Юг», совершенствования инфраструктуры международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай», Каспийского и Черноморского регионов, Северного морского пути, создания зон развития и экономических коридоров в Евразии, в том числе экономического коридора «Россия – Монголия – Китай», а также наращивания регионального сотрудничества в сфере цифрового развития и формирования энергетического партнерства» (Концепция, п.5.4,3). [1] Такие планы России в центральной Евразии не могут не беспокоить западный мир. Усиление России и ее альянс с такими сильными геополитическими игроками, как Китай, Индия, Иран означает конец однополярного миропорядка. Именно самодостаточные цивилизации Евразии как раз и служат гарантией многообразия многополярного мира.

Источники: [1] Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.). 31.03.2023. - URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/

 

Маркелов Константин Алексеевич

профессор, кандидат экономических наук

(Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева)