Проект МТК «Север-Юг» снова актуален

17.03.2023

Проект МТК «Север-Юг» снова актуален

Проект «Север-Юг» - это формирование зоны индустриализации вокруг этого маршрута. И Астрахань – самая удобная точка сбора конструктора МТК «Север-Юг». На Пленарное заседании съезда РСПП (16.03.2023 г.) В.В. Путин отмечал, что «Север – Юг» «это новый транспортный коридор. Мы давно занимаемся всей логистикой, касающейся восточного направления, а в принципе, конечная точка маршрута [«Север – Юг»] – это тоже восток. К сожалению, не приняли своевременно, то есть приняли, но не реализовали в полном объёме все инвестиционные решения, которые считали нужными, потом засомневались. На самом деле жалко, что не сделали. Теперь ясно – задним числом мы все умные, – но теперь ясно, что упустили немного времени. Но мы это наверстаем, ничего там не произошло непоправимого. Что касается «Север – Юг» – это дополнительная возможность расширить поток грузов как раз на восток. Почему? Потому что это от Петербурга как раз по территории Дагестана…» [1]

Приведем слова президента России, который говорил о том, что из России МТК «Север-Юг» проходит «потом по территории Азербайджана, выход в Иран и затем к портам Персидского залива, и там – и на Ближний Восток, и на Дальний Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион. Это и сам Иран, и Индия потом, и Китай, и весь Юго-Восточный регион.

Там несколько маршрутов возможных. Первый маршрут – это как раз Дагестан, потом Азербайджан, Иран и выход к Персидскому заливу. Или в порты Каспийского моря на российской территории, в том числе дагестанский, и потом в порт иранский, и там уже дальше – в сторону Персидского залива. И третий маршрут – опять же по территории России, начиная от Петербурга, потом Казахстан, Туркменистан и опять вход на иранскую территорию – он сложнее, но тоже возможный вариант.

Первый, если идти по морю, – он и сейчас работает, но нужно создавать вместе с нашими иранскими друзьями и партнёрами там соответствующие условия, в том числе терминалы по приёму и отправке грузов уже на иранском берегу.

Что касается того маршрута, о котором Вы сказали, – это если пойти по территории Дагестана, потом выходить в Азербайджан и дальше в Иран. Там города Астара и Решт (Астара на территории Азербайджана и Решт – на территории Ирана), по-моему, 162 километра, где нет железной дороги. И тогда нужно достроить этот кусок, 162 километра, до входа в транспортные, железнодорожные сети Ирана.

Мы поддерживаем этот проект, Иран поддерживает проект, и Азербайджан поддерживает этот проект. Он очень интересен не только для нас, но и для всех участников мировой торговли, потому что это существенное дополнение к Суэцкому каналу и к черноморским проливам. Это просто удешевляет маршрут, а значит, и конечная цена товара будет дешевле. В этом очень многие участники мировой торговли заинтересованы и хотели бы принять участие.

Хочу это подчеркнуть: все согласны. Несмотря на сложность геополитических раскладов и различные противоречия между странами региона, которые всегда возникают между соседями, с тем, что нужно строить этот маршрут, все согласны.

Мы сейчас только должны понять, каким темпом мы это будем делать, каковы конечные источники финансирования. Но мы их найдём, и есть мнение, что нам не нужно их привлекать откуда-то со стороны. Практически мы в состоянии отфинансировать это строительство с нуля, которое [на участке] Решт – Астара должно быть построено.

Вопрос широкой либо узкой колеи – 1520 либо 1435 – это вопрос в принципе уже теоретический, мы его в целом решили, и все согласны с нашим решением. Нужно только начинать. Я прошу всех, кто занимается в Правительстве этим вопросом, ускорить этот процесс. Мы постараемся это сделать как можно быстрее.

На мой взгляд, - продолжает далее президент России, - первая часть – это 1700 километров примерно, там 1500–1600 [километров], и стоить будет примерно столько же: где-то миллиард пятьсот – миллиард шестьсот. Эти деньги нам нужно найти, мы можем найти их внутри страны по большому счёту, мы можем найти их у наших потенциальных инвесторов». [1]

По мнению президента «это очень хороший проект, рентабельный, преференциальный, и многие наши партнёры, в том числе в арабском мире, проявляют самый активный интерес к этому». В перспективе данный проект «будет работать – так же, как Суэцкий канал, Босфор и Дарданеллы. …товары будут идти, сто процентов, и востребовано будет всегда», несмотря ни на какие военные перипетии. Поэтому России необходимо «найти источники и консолидировать источники финансирования этого проекта. Для всех может быть интересно. А Правительство просто должно подумать на тему того, как сложить этот пул возможных инвесторов».

При этом В.В. Путин считает возможным привлечь «прежде всего российские инвесторы. Чего нам упускать такие проекты? Рентабельный, хороший проект. Повторяю, даже несмотря на геополитические расклады и сложности, все согласны. Мы будем это делать. Что касается подготовки кадров – конечно, важно. Но у нас уже, по-моему, есть…» [1] Именно кадры (образование) становятся определяющим фактором развития этого проекта. И создание кадров должна идти опережающими темпами.

Источники: [1] Путин В.В. Пленарное заседание съезда РСПП. 16.03.2023. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70688 

 

Маркелов Константин Алексеевич

профессор, кандидат экономических наук

(Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева)