К очередной реформе высшего образования

27.02.2023

К очередной реформе высшего образования

Сколько себя помню, у нас в стране постоянно что-то реформировали в системе высшего и среднего образования. Впервые я с этим столкнулся в середине 1980-х гг., когда был еще студентом. Сейчас уже сбился со счету, сколько было реформ, контрреформ и псевдореформ. Чиновники от образования всегда с воодушевлением что-то реформировали. Оно и понятно – это их работа. А вот крайними всегда оказывались мы – преподаватели, которым приходилось в очередной раз переделывать, улучшать, оптимизировать и исправлять учебные программы, которые вообще не имели никакого отношения к самому учебному процессу. Боюсь, что и на этот раз в выигрыше окажутся опять чиновники от образования, а мы («преподы») - в дураках…

Хочу всем напомнить, что когда в самом начале 2000-х гг. вводился т.н. «Болонский стандарт», приехавший к нам из Москвы министерский чиновник с пеной у рта доказывал преимущества этой новой системы и, самое главное, обещал, что станет гораздо меньше бумажной волокиты. Я эти его слова крепко-накрепко запомнил, правда, сих пор не имею возможности ему их напомнить!

В обращении Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 21 февраля 2023 г. прозвучало то, что мы на протяжении последних десяти лет все говорили, а если не говорили, то думали. Только боюсь, что и на этот раз за нас вновь подумают и додумают чиновники, которым как-то надо оправдывать свое министерское существование. Боюсь, что после очередного обещания сократить бумажную волокиту, она возрастет в разы! А чего тут? Компьютер (в прошлом он был «бумагой») все стерпит. Компьютер не краснеет!

Если что и надо сокращать так это аппарат управления – чиновников от образования развилось слишком много. Самое главное никогда не выдерживалась пропорция 60 на 40 (60 % - ППС и 40% - управленцев). В идеале должно быть вообще соотношение 80 на 20 (Закон Парето). Это первое.

Второе. Необходимо покончить с «крепостным правом» в ВУЗах - освобождение ППС от ненужной бумажной волокиты. Нам предлагается творческий подход в преподавании (!!!). Вы это серьезно (!?) О каком творчестве может идти речь, когда все настолько забюрократизировано и регламентировано, что шаг влево, шаг вправо уже воспринимается как бунт против «начальства»!

Третье. Если Президент ставит вопрос об «освобождении» российской науки из-под тлетворного ига «гниющего Запада», то следует ли нам продолжать слепо копировать западные технологии и слушать советы тех, кто здесь у нас в России представляют их системы и их интересы образования? Такие иностранные агенты как ВШЭ должны быть вообще исключены из программ подготовки специалистов, если мы хотим, чтобы это были действительно специалисты, патриотически настроенные к России, а не новым поколением иностранных агентов. И это мысли самого Президента России (по умолчанию!).

Четвертое. В обязательный блок программ ВУЗа должны входить не только философия, история и физкультура, но и политология, социология, право и культурология. Именно они совокупно и отвечают за формирование норм патриотического образования. Причем эти курсы должны быть «очищены» от квазилиберального влияния 1990-х гг., когда просто тупо переводились западные учебники, не имеющие никакого отношения к нашей российской действительности. Достаточно здесь будет вспомнить деятельность Дж. Сороса, который катком прошелся по нашей национальной памяти, в попытке навязать нам всем свой западный менталитет…

И в этом деле таится еще одна ловушка, которую нам предстоит еще не попасть - вначале мы все слепо перенимали у Запада; затем будем все также отрицать. И зная эти наши крайности, в Президентском послании В.В. Путин говорит о рациональном использовании зарубежного опыта. И как тут не вспомнить пролетарского поэта В. Маяковского, который писал:

«Смотрите на жизнь без очков и шор,

глазами жадными цапайте

всё то, что у вашей земли хорошо

и что хорошо на Западе…».

Пятое. Прекратить разделять ВУЗы на «первосортные» (как правило, столичные) и «второсортные». Первым создаются тепличные условия, а последние – выживают, как умеют. Это самая настоящая сегрегация! Образовательный расизм! Он выкачивает из регионов талантливую молодежь. Напомню, что Россия всегда была сильна не только столицами, но и регионами. Столицы и без этой поддержки проживут, а вот регионы – нет.

И, наконец, самое главное. Кто за все это будет отвечать? Прежде чем начинать новую реформу, необходимо провести аудит предыдущей и наказать тех чиновников, которые ее проводили и которая была признана неудачной. Если снова те же самые чиновники будут проводить новую реформу, то это уже заранее провальное дело. Если не знаем, что делать, то лучше вообще воздержаться от каких-либо действий, чтобы еще больше не навредить. Власть должна сдать тест на серьезность – если она всерьез занялась этим вопросом, она должна по серьезному разобраться с тем, кто довел ее до такого состояния. Имена этих деятелей «больших и малых подгоревших театров» всем хорошо известны. Если власть этот тест не пройдет, то нам всем лучше всего уйти в монастырь и ожидать пока мимо нас не проплывет труп наших врагов…

Россия всегда славилась своим умом.

Но ее беда была в том, что каждый чиновник желает жить своим умом, считая его наилучшим…

 

Павел Леонидович Карабущенко

профессор, доктор философских наук

(Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева)