МТК «Север-Юг» и новые вызовы современности»

16.09.2022

МТК «Север-Юг» и новые вызовы современности»

Состоявшийся в сентябре 2022 г. в Самарканде очередной саммит ШОС, выявил новые тенденции в мировой политике. И эти тенденции идут в обход западной повестки дня. Политическая формула ШОС - реальный диалог цивилизаций. Именно ради этого равноправного диалога эта организация и создавалась.

15 сентября 2022 г. в ШОС вошел Иран, а Турция в лице ее президента Эрдогана заявила о своем стремлении в неё вступить. ШОС всё больше становится организацией, состоящей из самостоятельных древнейших цивилизаций человечества – Китай, Индия, Иран (Персия), Россия… Неудивительно, что объединяющей силой здесь являются традиционные ценности, а не модные на Западе ультралиберальные извращения.

В отличие от НАТО и ЕС, ШОС показывает всему миру новую формулу международной архитектуры, соответствующей реалиям XXI столетия. В отличие от западных альянсов и союзов, ШОС – сетевой альянс, а не иерархическая структура. И как сетевой альянс он базируется на сохранении и приумножении суверенитета каждого своего участника.

Для сетевых структур характера иная архитектура геополитики и иные геометрические формулы международных отношений, чем для иерархических, у которых всегда должен быть всего лишь один центр, один господин («хозяин»), по отношению с которым все остальные являются вассалами и марионетками. Сетевые структуры более плюралистичны, т.е. у них нет единого координирующего центра. Все его участники равны. И Россия, также как Китай, Индия или Иран являются равноправными партнерами.

Второй важный момент – это вопрос субъектности участников этого альянса. Если в западных альянсах (НАТО, ЕС) субъектность ограничена (она делегирована центральным органам власти, которые находятся под контролем США), то в ШОС утверждается совершенно иной принцип – больше субъектности: больше ответственности, больше доверия, больше инициатив, больше суверенитета...

В новых геополитических условиях Россия встала пред проблемой актуализации и новых логистических маршрутов, обеспечивающих ее экономический суверенитет. В августе 2022 г. Президент России В.В. Путин подтвердил планы развития железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов, строительства Северного широтного хода и расширения Восточного полигона, Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. В поздравлении с Днем железнодорожника он отметил, что эта отрасль в России имеет огромный потенциал для качественного роста, будет наращиваться пропускная способность магистралей.[1]

МТК «Север-Юг» может эффективно существовать только в режиме сетевого суверенитета – каждый субъект, через территорию которого он проходит, должен обладать стабильным суверенитетом. Задача Запада посеять хаос и нестабильность; задача России исключить такие угрозы. Чем больше суверенных государств, тем лучше будет для нового го миропорядка. ШОС в 2022 г. показал, что он заинтересован в существовании такого миропорядка. Поэтому всеми силами укрепляет суверенитет своих членов.

Ещё на совещании в Ахтубинске в мае 2019 г. отмечалось, что одной из главных проблем развития МТК «Север-Юг» является инфраструктура. Дороги ремонтируются, но их пропускная мощность оставляет желать лучшего. [2] Предполагалось, что развитие МТК «Север–Юг», приведет к увеличению мощностей портов Волго-Каспийского бассейна и создаст здесь современные мультимодальные транспортно-логистические центры, в частности, в Астрахани.

Президент России В.В. Путин на пленарном заседании Восточного экономического форума (07.09.2022 г.) во Владивостоке заявил: «В центре внимания, как уже сказал, сегодня, безусловно, восточное направление инфраструктуры, а также развитие международного коридора «Север – Юг» и портов Азово-Черноморского бассейна – мы об этом тоже не намерены забывать, – что откроет новые возможности для выхода российских компаний на рынки Ирана, Индии, стран Ближнего Востока, Африки и, конечно, для встречных поставок из этих стран». [3]

Материальные вложения, которые будут сделаны в проект МТК «Север-Юг» многократно окупятся и принесут странам участницам немалые финансовые прибыли и политические выгоды. Для англосаксов данный проект является «троянским конем» - он не только разрушает их монополию на торговлю, но делает их совершенно ненужными в некоторых геополитических вопросах. Российский президент отмечал, что «в целом на горизонте 2030 года совокупный объём грузоперевозок по названным маршрутам, артериям способен вырасти примерно на 60 процентов. Мы оцениваем эти возможности абсолютно реалистично, так и будет. Для выхода на эти значения Правительство подготовило предметные «дорожные карты» по трём направлениям, как я уже их обозначил, что позволит выстроить работу системно, связать воедино, состыковать по срокам и пропускной способности «расшивку» узких мест, модернизацию пограничных пунктов пропуска и сопутствующей инфраструктуры». [3]

И судя по всему, время для реализации проекта МТК «Север-Юг» настало…

 

Источник:

[1] Путин подтвердил планы развития железнодорожных подходов к южным портам. 07.08.2022. - URL: https://news.mail.ru/politics/52507610/?frommail=1;

[2] Совещание повопросам социально-экономического развития Астраханской области. 14.05.2019. - URL:http://kremlin.ru/events/president/news/60518;

[3] Пленарное заседание Восточного экономического форума.07.09.2022. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69299

 

Павел Леонидович Карабущенко

профессор, доктор философских наук

(Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева)