IV Всероссийский элитологический конгресс

26.03.2022

IV Всероссийский элитологический конгресс

25 марта 2022 года на базе Южно-российского института управления - филиал РАНХиГС состоялся IV Всероссийский элитологический конгресс с международным участием,на тему «Власть и элита в эпоху цифровой трансформации: новые вызовы и угрозы, траектории социально-политического развития современного общества». В работе Конгресса приняло участие более 200 российских и зарубежных ученых, практически из всех регионов России: Москва, Санкт-Петербург, Ростов–на-Дону, Астрахань, Пермь, Пятигорск, Краснодар, Майкоп, Таганрог, Чита, Томск, Уфа и др.

Две секции Конгресса прошли на базе Астраханского государственного университета: Секция 4. «Политические элиты и проблемы комплексной безопасности» (модератор – профессор П.Л. Карабущенко) и Секция 5. «Элитология культуры: творчество и ценности современного мира» (модератор – доцент Л.Я. Подвойский).

По секции «Политические элиты и проблемы комплексной безопасности» была подана 21 заявка и сделано 10 выступлений (докладов). Работу секции открыл доклад профессора П.Л. Карабущенко, посвященный проблеме карнавальной политической культуры. В своем выступлении докладчик отметил, что современные политические элиты вступили в пору своего системного кризиса, связанного с невозможностью адекватно адаптироваться к смене исторических эпох – они застряли между поздним индустриализмом и ранним постиндустриализмом. Они переживают в настоящее время самую настоящую ментальную ломку, связанную с кризисом их мировоззрения и ухудшением общих когнитивных способностей. Политические элиты коллективного Запада демонстрируют самую худшую селекцию за последние сто лет. То, что происходит с нынешним поколением политиков, в научной и публицистической литературе получило название политического карнавала, свидетельствующего о сломе классической политики и ее подмене эрзацполитикой. Такое происходило неоднократно в политической истории. Достаточно здесь будет вспомнить труды античных авторов (Светония, Плутарха, Прокопия Кессарийского), чтобы понять, сколь глубоко порой карнавальная политическая культура поражает элитные слои общества и извращает до неузнаваемости саму их власть.

В докладе доктора политических наук, профессора Р.Х. Усманова отмечалось, что современные элиты научились для себя эффективно использовать электоральный процесс. Его доклад был посвящен проблеме «Контрэлиты в избирательных процессах в условиях цифровой трансформации: российская специфика». Использование современных технологий в избирательных процессах, может создать еще большую непрозрачность во взаимоотношении власть и общества. В результате этого перед самим обществом встает задача по усилению своего контроля за ненормативной деятельностью властью и особенно проверять действия т.н. контрэлиты.

В своем выступлении «Современные элиты и рост деструктивности в социально-политических процессах в обществе» кандидат политических наук, доцент О.И.Оськина обратила внимание на негативные тенденции, которые современный научный мир наблюдает в поведении правящих элит. Деструктивные начала полностью «забили» креативные способности власти. В настоящее время говорить о т.н. «креативном классе» в политике не приходится, вследствие крайне низких их общих когнитивных способностей.

Анализу политических событий в Казахстане и вокруг Казахстана в январе 2022 г. были посвящены выступления сразу нескольких докладчиков: 1) Романова А.П. (д.филос.н., проф.) «Общественное мнение в оценке безопасности Казахстана». 2) Топчиев М.С. (к.полит.н., доц.) «Комплексная безопасность Каспийского макрорегииона - новые реалии». 3) Кудряшова Е.В. (к. полит.н., доц.) «Приемы информационно-психологического воздействия в новостном дискурсе в условиях политической нестабильности: на примере освещения протестов в Казахстане» и 4) Джанталеева М.Ш. (к.полит.н., доц.) «Политические элиты фронтирного типа и современные вызовы глобализма». В прозвучавших докладах давался всесторонний анализ прошедших событий и определялась роль конкретных политических деятелей и самой элиты Казахстана.

В 5 секции «Элитология культуры: творчество и ценности современного мира» было подано 11 заявок и заслушано 5 докладов. Секция носила междисциплинарный характер, в ее работе приняли участие историки, философы, психологи, культурологи, филологи. Общей темой стала обозначенная в названии проблема – роль творчества в развитии концепций элитологии культуры. С докладами выступили: проф. д.филос.н. П.Л. Карабущенко «Элитология творчества»; доц. к.филос.н. Л.Я. Подвойский «Юрий Николаевич Давыдов и современная элитология»; доц. д.филос.н. А.П. Глазков «Элитологический аспект межконфессионального диалога»; проф. д.филос.н. Е.В. Хлыщева «Креативный класс как новая современная элита»; проф. д.филолог.н. Е.Е. Завьялова «Художник-творец: к вопросу о доминантах романтической эстетики».

В преддверии IV Всероссийского конгресса элитологов редакция журнала «Вопросы элитологии» (www.elitology-journal.com)выпустила тематический номер, посвященный проблемам элитологии творчества – культура, философия, филология. Примерная тематика обсуждения этого номера: 1) Культурная элита – кто она? 2) Философия творчества: традиции русской и зарубежной философии. 3) Творческая мастерская культурной элиты. 4) Теоретические основы элитологии творчества. 5) Творчество как созидающая сила человечества. 6) Роль творчества в истории человечества. 7) Многообразие творческого опыта…

Предлагаем Вашему вниманию тезисы выступлений участников IV Всероссийского элитологического конгресса с международным участием.

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Карабущенко Павел Леонидович

(доктор философских наук, профессор)

Элитология творчества: миры саморазвивающихся личностей

У творчества есть описанное в Библии начало, но у него нет обозримого историей конца. Куда бы мы ни кинули свой взгляд, всюду видим следы творческой деятельности человека. Творчество есть неотъемлемая способность разума к самореализации и до тех пор, пока существует человеческий разум, будет существовать и само его творчество. Творчество есть великая сила, постоянно созидающая человека. Поэтому роль творчества в истории человечества трудно переоценить. Всю историю человеческого рода следует разделять на дотворческую, когда он еще не был человеком и творческую, когда он таковым уже стал. Как сила, творчество носит абсолютный характер - там, где оно есть, никто и ничто ему не может противостоять.

В наибольшей мере творческая сила проявляется в культурной элите, для субъектов которой она является смыслом её жизни. Именно в поисках этого смысла и существует творческое начало в человеке. Как раздел большой элитологии, элитология творчества исследует проблемы, связанные с мирами саморазвивающихся личностей; творчеством великих деятелей культуры (науки, искусства, религии); процессом создания элитных ценностей, которые делают наш мир лучше, приближая нас к совершенству. Все эти проблемы и составляют научный профиль настоящей работы, в которой автор придерживается элито-персоналистического подхода в оценке роли творчества во всемирной истории человечества.

Романова Анна Петровна

(доктор философских наук, профессор)

Проблема элитологии культуры в творчестве Георгия Петровича Федотова

В истории мировой философии есть немало великих имен, которые прочно ассоциируются с темой элитологии культуры (Платон, Ф. Ницше, Н.А. Бердяев и др.). К их числу относится и творчество выдающегося русского философа и публициста Г.П. Федотова, оставившего после себя богатое творческое наследие. К сожалению, в рамках современной элитологической науки этому автору и поднятой им теме уделяется мало внимания. Поэтому отчасти компенсируя этот недостаток, в настоящем исследовании мы намерены наметить те узловые пункты его творчества, которые имеют повышенный для элитологических исследований интерес.

Речь, прежде всего, идет о таких проблемах, как смысл русской истории, основы патриотизма, каноны элитологии культуры, проблема святости. Критические оценки политической действительности исторической эпохи Г.П. Федотова оказываются весьма актуальными и для сегодняшнего дня. И в наше время многие сделанные им тогда выводы, звучат свежо и актуально. И к ним тем более следует прислушаться, что они идут от человека, глубоко знающего проблему духовной жизни своего Отечества в контексте всемирной истории.

Глазков Александр Петрович

(доктор философских наук, профессор)

Межконфессиональный диалог и его элитологическое измерение

В своем выступлении, опираясь на философское понимание диалога, предпринимается попытка рассмотреть особенность межконфессионального диалога с позиции элитологического подхода. Признается, что ведущей темой межконфессионального диалога является установление взаимопонимания и сотрудничества. Диалог между конфессиями обеспечивает весь спектр отношений нерелигиозного характера, который касается культурных отношений и социальных связей.

Суть межконфессионального диалога – встреча различных конфессий и согласование позиций по проблемным вопросам жизнедеятельности общества. Эти позиции обусловлены религиозными установками конфессий. Диалог – это встреча, во время которой происходит выяснение общих взглядов на вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются конфессиональные организации, на какие совместные действия можно рассчитывать в будущем, устанавливается межконфессиональное согласие. Таким образом происходит гармонизация межконфессиональных отношений, согласование правил общежития, основанных на равенстве и справедливом отношении друг к другу. Согласовать позиции и выработать общее понимание проблем. В этом смысле межконфессиональный диалог может рассматриваться как фактор укрепления целостности и единства социума.

Один из мотивов межконфессионального диалога – узнать положения и ценности другой религии, соотнести их со своими и определить их соотношение и последствия, такие как религиозно-духовные, культурные, социальные, политические. В соответствии с анализом этих последствий выстраиваются дальнейшие отношения. Диалог является эффективным средством профилактики и разрешения межконфессиональных конфликтов. Как правило, конфликтная ситуация в меконфессиональных отношениях выстраивается по схеме «свой-чужой». Достижение согласия между конфессиями, которое обеспечивается близостью основных нравственных и духовных религиозных ценностей, устанавливает мир в обществе и определяет возможные сферы сотрудничества.

По религиозным вопросам, вопросам вероисповедания, диалог внутри страны между конфессиями должен быть направлен не на сближение догматов, а на их разъяснение. В статье подчеркивается высокая роль и значение элит в установлении межконфессионального диалога. Задача элиты сохранить в неизменном виде суть собственных религиозных воззрений и вместе с тем создать ситуацию мира и сотрудничества по реальным социальным проблемам.

Подвойский Леонид Яковлевич

(кандидат философских наук, доцент)

Юрий Николаевич Давыдов и современная элитология.

Элитологическая наука постоянно подпитывается трудами из смежных научных направлений, в которых, так или иначе, затрагиваются рассматриваемые ею проблемы элиты и элитности. К числу таких работ относится известный труд Ю.Н. Давыдова «Искусство и элита», который фактически был выполнен еще в 1960-х гг. по теме элитологии культуры. Это одна из первых фундаментальных работ, в которых сделаны попытки системного изучения феномена элитарного искусства и элитной культуры.

Данный труда был написан и опубликован в те годы, когда в Советском Союзе само слово «элита» вообще было под идеологическим запретом. Уникальность этой книги состояла еще и в том, что автору удалось весьма успешно обойти острые идеологические «углы» того времени, обязательные для работ по такой проблематике. Вместе с тем вклад Ю.Н. Давыдова в развитие мировой и отечественной элитологической мысли так до конца и не получил должной оценки. В элитологическом сообществе его имя практически малоизвестно и редко упоминается. Подготовленный мной материал призван отчасти восполнить эту пустоту, устранить существующую несправедливость и по достоинству оценить творчество выдающегося отечественного исследователя элитарной культуры.

Хлыщева Елена Владиславовна

(доктор философских наук, профессор)

Креативный класс как новая современная элита: к вопросу о понятиях

Во второй половине XX века происходят изменения в социальной структуре общества, которое вступило в постиндустриальную эру. Исчезли классы в их классическом понимании, но появились новые социально-экономически обусловленные группы (страты). Информационная эпоха приносит новую стратификацию общества и зарождение креативного класса, которому предназначено играть ведущую роль в преобразовании окружающего мира.

Имея своими характеристиками творческий потенциал и умение нетрадиционно решать существующие проблемы, такой класс должен взять на себя функцию элиты. Одновременно под влиянием процессов глобализации, иммиграции, маргинализации и цифровизации изменяется структура рабочей силы: отмечается увеличение доли прекариата - временных работников, фрилансеров, работников «на удаленке», при снижении их социальной защищенности и компетентности. Само появление прекариата представляет собой существенную проблему.

Наблюдается значительное отличие представлений о роли креативного класса в западном мире от отношения к данному феномену в России, где креативные личности связываются скорее с хипстерами или оппозиционными движениями.

Действительно ли креативный класс является новой элитой или это более обеспеченная, но такая же незащищенная часть прекариата – тема представленной статьи.

Гайнутдинова Екатерина Валерьевна

(кандидат философских наук, доцент)

Творчество как мотивационный ресурс для развития культурной элиты в России.

Общество всегда нуждается в тех личностях, которые поднимаются выше существующих проблем и становятся тем позитивным ориентиром для других, благодаря наличию высокоморальных качеств, способных расширить границы восприятия и понимания обычных вещей и создающих созидательную творческую среду, где свобода реализации творческого потенциала способствует развитию самой личности, так и тех, кто стремится быть похожим на нее.

Актуальность заданной тематики обусловлена, в первую очередь тем, что сейчас, как никогда, общество нуждается в тех ресурсах, которые способны сохранить его целостность, и целостность личностей, его составляющих. В этой связи возникает необходимость говорить о том, как творческое начало в человеке создает предпосылки для активного развития элитарного мышления, благодаря которому формируется тот слой в обществе, который представляет собой культурную элиту – тех людей, кто достигает авторитета посредством внутренних ресурсов. Данные ресурсы аккумулируются в высокодуховный ценностный потенциал, интеллектуальные возможности, жизненный и профессиональный опыт, - все то, что способствует созданию целостной личности, которая становится примером для всех остальных без редукции к внешним атрибутам успешности, получая свою актуализацию в условиях доминирующего синергетического миропонимания, когда непредсказуемость творимого хаоса вынуждает искать возможности для общеорганизационных основ сохранения целостности как таковой.

Оськина Ольга Ивановна

(кандидат политических наук, доцент)

Современные элиты и рост деструктивности в социально-политических процессах в обществе.

Мировая политическая реальность порождает целую систему негативных тенденций, которые современный научный мир наблюдает в поведении правящих элит. Деструктивные начала полностью «забили» креативные способности власти. Они утратили способность адекватно критически мыслить и своевременно оперативно реагировать на вызовы своей исторической эпохи. Налицо очевидный кризис элиты и в первую очередь элитной идентичности. По форме (своему статусу) эта «элита», но по содержанию (своему качеству) – ее имитация.

Особенно это заметно на снижении профессионализма у т.н. креативного класса, роль которого по идеи должна была возрастать в условиях надвигающегося информационного общества. Однако в настоящее время говорить о т.н. «креативном классе» в политике не приходится, вследствие крайне низких их общих когнитивных способностей. Вместо этого мы наблюдаем то, что профессор П.Л. Карабущенко назвал карнавальной политической культурой. Мир высокой политики действительно погружается в омут политического карнавала и политики начинают вести себя в соответствии с законами «политического балагана», устраивая различного рода провокации откровенные шабаши. Развязанная коллективным Западом очередная охота на ведьм стала очередным витком их русофобской истерии. Все эти указанные нами деструктивные особенности современной западной политики указывают на то, что мировыми процессами пытаются управлять псевдоэлиты, которые совершенно не несут никакой ответственности за предпринимаемые ими действия.